Итак, резюмирую три предыдущие части: некий Сверх Разум (Провидение, Бог, Эволюция, Вселенная – выбираем по вкусу) миллион лет назад задал для человечества «Программу роста». Народонаселение Земли прибывало согласно гиперболической функции, и даже отдельные трагедии не становились фатальными – за счет бэби-бумов популяция возвращалась на «утвержденный» график. «Вогнутая» гипербола сменилась на «выпуклую» функцию аккурат в 2000-ом году. В тот же самый год (!) случился другой, на первый взгляд никак не связанный с первым «облом»: прошла свой пик востребованности информационная полиграфия, растущая шестьсот лет со времен Губенберга. Случайное совпадение?
А все-таки хочется нащупать какую-то логику (или магию?) в этом схождении дат.
Возьмем один из постулатов Сергея Капицы: отличие человека от других млекопитающих в том, что мы передаем знания через поколения. Этим свойством и смогли расплодиться в тысячи раз больше нормы. И даже с веками люди усложнили процесс: речь, бабушкины сказки, мифы, письменность, школы, учебники, академии наук и т.п. Книга в этом ряду занимает важное, сакральное, место.
И вот Сверх Разум заметил, что «кубышка переполнилась» – пора «остановить» рост населения. И сделал это не через примитивную природную катастрофу, а хитрее. Тут же вырастает поколение зумеров, характерное тем, что подростки позже пересекают (ментально) верхнюю границу детства, перестают культивировать признаки взрослого (курение, ранний алкоголь). Как следствие – молодежь позже женится, реже рожает, готова жить с родителями, играть в компьютер, заниматься хобби в ущерб работе.
Такое «неклассическое» поколение возникло не по щелчку пальцев. Инфантилизм проникал в общество ступенями. Психологи зафиксировали ненормальности раньше – например, феномен «80-50»: родители-пенсионеры содержат детей до пятидесяти лет. Постепенно снижалась образованность социума (спала требовательность в школе, отсекли часть народа от высшего образования через стоимость обучения, ввели двухуровневую систему бакалавриат-магистратура и т.п.). Эрудиция – не в почёте(зачем, когда любую информацию можно получить из интернета?). Конечно, количество информации в мире генерится на порядок больше, чем в прошлые эпохи, но она скатилась в зону развлечений. Массовые фейки, приколы в соцсетях – к такой информации нет доверия. А книга, к текстам которой относились как к догме… Она потеряла прежний «сакральный» статус, превратилась в товар далеко не первой необходимости.
Напрашивается вывод – Сверх Разум синхронизировал процессы: раз приходится снижать численность, значит, глушим поток передачи знаний. И… отобрал сопутствующие инструменты, включая «умные» книги.
Вот такая гипотеза (с элементом старческого брюзжания, правда).