Полиграфия и демографический переход (часть 3)

Полиграфия и демографический переход (часть 3)

В предыдущих двух частях я кратко обрисовал теорию Сергея Капицы о демографическом переходе.

Теперь попытаюсь вставить «пять копеек» от себя – причем в этом контексте полиграфия? (С уточнением, что имею в виду информационный сегмент – газеты-книги-журналы-реклама).

Печатное дело возникло в XV веке и за шесть столетий набирало обороты. Пик развития отрасли пришелся на конец XX века. Особенно показательна газетная индустрия. С 1950-го до 2000-го года тиражность газет (а заодно и освоенные рекламные бюджеты) взлетела в пятьдесят раз. А потом, в течении десяти лет все профукала: и тиражи, и бюджеты. Похожая ситуация с журналами: пик в 1990-е годы, а потом спад и стагнация. Количество изданий книг, приходящихся во всем мире на душу населения, непрерывно увеличивалось вплоть до 1975 г. Затем – спад-стагнация. Максимум выпуска книг в РСФСР пришелся на 1980-е годы (1300 млн. экземпляров при 50 тыс. изданий), сейчас в РФ соответственно – около 400 млн. при 110 тыс. по номенклатуре (соизмеримо с объемами 1940-ого года). По рекламной полиграфии не нашел статистику, но можно принять по умолчанию: тенденция такая же – интернет оттяпал, начиная с 2000-го года, море тиражей, сейчас – штиль на более низком уровне.

Так что можно констатировать: на миллениум пришлось два архиважных для социума независимых «перехода». Демографический и полиграфический. Сменились кривые роста и народонаселения, и потребления бумажного контента. Случайное совпадение? Или некий Сверх Разум выстроил такой хитрый сценарий для человечества?

Когда совпадают точки бифуркаций двух длительных и не связанных друг с другом процессов – это настораживает. В моей бизнес-биографии случилось нечто похожее. Напомню. Для типографии «Любавич» я арендовал площади на заводе «Арсенал» в течение восьми лет. И в какой-то момент купил руины на заводе «Красная Заря», чтобы их реконструировать под производственный корпус. На «Арсенале» я, естественно, о своих планах строительства и переезда не рассказывал (зачем дразнить гусей?).

В силу некомпетентности моя стройка тянулась безобразно долго – три года. И вот наступил день (1 июня 2003 года), когда я наметил переезд типографии в отремонтированный корпус. И вдруг 30 апреля меня вызывают в директорат «Арсенала» и велят выматываться со своими станками не позднее 1 июня. Мол, приезжает комиссия из Москвы: на завод спустили важный оборонный заказ, нужно показать пустые отремонтированные помещения. Я остолбенел: это ж как удачно сложилось – меня гонят в шею, а мне есть куда переезжать! Спустя годы я задумался, что то счастливое совпадение «день в день» – не простая случайность. Восемь лет длился один процесс (аренда) и три года другой (реконструкция). И вот они закончились одновременно 1 июня! Это именно то, что называется ВЕЗЕНИЕМ или магией (??).

Гиперболическая функция роста населения Земли, длившаяся миллион (!) лет, обломилась в тот же самый 2000-ый год, что и поступательное развитие информационной полиграфии, длившееся шестьсот лет. На первый взгляд, никак не связанные процессы. Но опять концы двух длинных отрезков времени сошлись в одной временной точке. Попахивает магией, а? В чем она? Попытку нащупать ответ – в заключительной части.

Окончание следует…