Посетил Московскую Книжную Ярмарку. Прекрасная организация – Экспоцентр на Красной Пресне, бесплатный вход.
Но я ожидал большего: все-таки Москва масштабнее Питера по всем показателям. И город крупнее, и денежная масса гуще, и совокупный выпуск тиражей издательствами в девять раз больше. ММКЯ-2024 оказалась соизмерима (если не меньше) с Книжным Салоном в Санкт-Петербурге. И по количеству экспонентов, и по посетителям. Старожилы говорят, что в прошлом, когда Ярмарка проводилась в Центральном Манеже, любители книги шли толпой, а сейчас в утренние часы вообще полупустые стенды. Даже вроде бы нишевая выставка Non-fiction выглядит ярче.
Но, несмотря на бледность, главный Отчет о состоянии книжного рынка в России проходит именно здесь, на Красной Пресне.
Что любопытного я бы отметил?
В целом за пять лет рынок не взлетает, и не заваливается: от года к году плюс-минус десять процентов и по номенклатуре, и по тиражности. Ни пандемия, ни СВО читательский спрос не изменили. Правда, есть нюансы.
Растет выручка издательств в деньгах за счет роста отпускных цен (удорожание полиграфии, книги стали толще, средняя тиражность падает).
Доля интернет-продаж через маркетплейсы уже превысила половину объема. Плюсы такого процесса – современность, экономия денег и времени покупателей, выход на рынок малым издательствам. Минусы – сложно выводить новинки (их нужно щупать руками, через маркетплейсы берут только классику), чахнут книжные магазины (хотя и пытаются как-то выживать, меняя формат торгового пространства).
Растет доля не бумажных книг, в основном аудио. Некогда людям читать – слушают на ходу или в автомобиле. Тоже не плохо.
Пухнет рынок самиздата (на треть). Скоро писателей станет больше, чем читателей. То ли это проявление человеческого тщеславия (выпустить СВОЮ книгу – круто!). То ли наконец пришло время так называемого эффекта «длинного хвоста», когда человеческие интересы рассыпаются на мелкие-мелкие ниши, а тиражные бестселлеры уходят в прошлое. Когда-то, пятнадцать лет назад, мне теория «длинного хвоста» так понравилась, что я купил монохромную цифровую печатную машину (тогда мой порыв оказался явно прежде времени).
Маркетплейсы помогли раскрутить продажи книг в регионах (еще пару десятилетий назад львиная доля приходилась на Москву), а что приятнее – в странах СНГ (ага, еще помнят русский язык – отлично!).
Выросла в издательских портфелях доля российских авторов и азиатских. Могу подтвердить из семейных наблюдений – внучка читает сугубо китайские (японские) манги и прочие аниме-комиксы. Ну, хоть так! Хотя бы не атрофируется связь «глаз-строчки-образы-эмоции». Потом, может, дойдут ее интересы и до «Тараса Бульбы».
Падает спрос на детскую литературу. С одной стороны, разгадка простая – демографическая яма. Но есть и грустное объяснение – плохой пример родителей: дети не видят их с книжкой в руках. Каждый второй взрослый практически не читает литературу.
(продолжение следует)