Как шахматы научили меня держать удары
Неожиданный комментарий из прошлого
Неожиданно пришел комментарий на предыдущий пост. Я там описал свой тур в Северную Корею в ностальгических тонах. Мол, СССР и КНДР шли по одной дороге, но потом мы свернули на капиталистическое шоссе, а они пошли дальше. И вдруг, оказавшись на три дня на «старой дороге», меня захлестнули воспоминания из 1970-х.
И вот мой старый приятель (зовут его Леонид), с которым мы вместе ходили к одному тренеру в шахматную секцию Ленинградского Дворца пионеров, прочел пост и написал отзыв: «И грустно, и смешно». Важный нюанс – Леонид уже тридцать лет живет в Чили.
Шахматная секция и первые испытания
И опять в памяти возникли «семидесятые», только с другой стороны. Когда мы пришли на занятия по шахматам, то попали в группу начинающих. Нас было ребят тридцать. Тренер проверял наш уровень в игре по две партии: в первой один белыми, второй – черными, потом менялись.
После первых занятий выяснилось кто есть кто. Самым слабым считался Володя Епишин (над ним все потешались), самым сильным – Саша Дыбман. Я был где-то на втором месте. У большинства соперников выигрывал обе партии: 2-0, 2-0, 2-0. Так же легко я «прошел» Епишина. И уже привык к тому, что сильнее всех, кроме Дыбмана.
Первый удар за шахматным столиком
Когда дошла очередь до мини-матча с Сашей, я напрегся, и мы сыграли вничью: 1-1. А потом мне в спарринг-партнеры достался Леонид. И вдруг неожиданно он выиграл у меня со счетом: 1,5-0,5.
Ощущение шока помню до сих пор. Я вышел из-за шахматного столика покачиваясь. Теперь, спустя десятилетия, я благодарен Леониду за тот урок. Важный, первый, удар, когда пришлось его держать (важнейшее качество в жизни и бизнесе). Потом случались и другие удары, и много — но первый запомнился!
Фантастическая картинка будущего
А сегодня я представил такую фантастическую картинку. Если бы какой-нибудь «человек из будущего», тогда в 1972-м году, подошел к шахматному столику и сказал: «А через полвека ты, Максим, напишешь сочинение о поездке в Северную Корею. А ты, Леонид, в тот же день прочтешь и прокомментируешь. Да, и такая подробность — ты будешь жить в Санкт-Петербурге, а ты – в Сантьяго». И мы оба бы повертели пальцем у виска, мол, бредит человек.
М-да. А сейчас действительно – и грустно, и смешно.
Судьбы шахматистов: кто достиг большего?
Большинство ребят, пришедших тогда к нашему тренеру, потерялись для меня в суете жизни. Я знаю что-то про троих.
Александр Дыбман перешел из шахмат в секцию шашек, и через пятнадцать лет стал чемпионом мира!
Володя Епишин «обошел» нас всех – ходил во Дворец пионеров каждый день (а не два раза в неделю как все) — стал международным шахматным гроссмейстером.
Леонид – мастер спорта ФИДЕ по шахматам.
А я бросил играть сразу после окончания института.